ШАМАНСТВО, как р е л и г и я . #заметкишаманки



Доклад:

"КУЛЬТУРОЛОГИЯ ШАМАНОВ СИБИРИ. КТО ТАКИЕ ШАМАНЫ И ЧТО ОНИ НЕСУТ ДЛЯ ДУШИ ЧЕЛОВЕКА?"

Пожалуй, ни одна религия в истории человечества не вызвала столько бурных споров о себе. Что представляет собой шаманизм? Как давно он существует? И кто такой шаман? Он жрец, экстрасенс, гипнотизер психически больной человек, фокусник? Неспециалисту, когда он впервые что-то узнает о шаманизме из литературы или услышит рассказы очевидцев, видевших камлание, бывает непросто решить для себя вопрос, что это: 

религия, театральное действо, сеанс массового гипноза... 


Мы решили узнать о шаманизме, когда он появился, что это религия означает в прошлом Сибири и современности.


Цель:

Рассмотреть роль шаманизма в прошлом Сибири и в современности.

Задачи:
 1. 
Рассмотреть историю возникновение шаманизма в Сибири.
 2.Судьба шаманизма в современном мире.
 3. Анализ научно-популярной литературы и анкетирование старшеклассников и людей старшего поколения с. Кутопьюган, ЯНАО.


Актуальность изучаемой темы:


Особое место в шаманизме занимает исследование традиционных воззрений и обрядов, что дает возможность выявить общие закономерности происхождения, эволюции религии и их влияния на культурные процессы.


 Сведение о религиозных верованиях и ритуалах постоянно привлекаются исследователями как один из основных источников для реконструкции мировоззрения людей первобытной эпохи, а изучение первобытных форм религии относится к числу актуальных научных проблем.

Исследование ранних форм религии и шаманизма народов Сибири в нашем случае - ненцев имеет большое значение для решения как общетеоретических, так и конкретных задач этнографии.


Анализ отечественной и мировой научной мысли, а так же собственные исследование данного явления в его историческом и современном контекстах позволяют сделать некоторый прогноз о перспективах развития шаманизма:

Шаманизм в мире вызывает выраженный интерес не только у ученых самых различных направлений (антропологов, психологов, философов, физиков и пр.), но и у широкой общественности.


Методы работы:


1.исторический метод - исследование возникновение и развития объектов в хронологической последовательности


2.анкетирование - собранные сведения путем проведения анкеты.


Шаманство - одна из самых ранних форм религии, сложившаяся в глубокой древности, в условиях первобытнообщинного строя. Оно занимало видное место в религиозной жизни многих народов мира в средневековье. У народов Сибири и Севера, в частности у ненцев, шаманство бытовала до начала ХХ  столетия. Пережитки его оказались очень устойчивыми и сохранились вплоть до наших дней.

Шаманская мифология тесно связана с ритуальной практикой и в значительной степени ориентирована на время обряда. Отражена преимущественно в устно-поэтической, фольклорной традиции. Центральная фигура шаманской мифологии – шаман, осуществляющий посредничество, медиацию между людьми и духами. 

В распоряжении шамана находится особая категория духов-помощников, именуемых часто в шаманских песнопениях его «силой», «свитой» или «войском». Нередко духи-помощники выступают в образе птиц, рыб или наземных животных – символов различных сфер мироздания

Среди явлений, изучаемых этнографической наукой, давний, неутрачиваемый  интерес вызывает сибирское шаманство.     Одним из форм религиозных верований и обрядов ненцев – это шаманизм. Для религиозной психологии ненцев характерно преобладание чувство зависимости от сверхъестественных сил природы. 

Самые обыденные вещи: предметы промысла человек, животные – всё подвержено действиям сверхъестественных сил, который окружает оленевода, охотника и рыбака. Для ненцев весь мир населен многочисленными духами, которые живут в воде, земле, небе, под землей. От которых как будто зависит успех хозяйственной жизни. Отсюда стремление задобрить духа через шамана - тадибя.

Среди шаманов существовала строгая монархия, которая делилась на три разновидности шаманства: родовое, профессиональное и наследственноеРодовое шаманство, где шаман ещё не профессионал, но служитель культа. Наследственное, шаманом мог стать тот у кого в роду были шаманы, передавалось, как правило, по мужской линии от отца к сыну. Но встречались и случаи, когда шаманкой становилась женщина, правда это происходило в случае недостатка наследников мужского пола. И более высокой ступени развития является профессиональное шаманство.

Признание человека шаманом оформлялось обрядами, состоявшими из ритуальных действий, связанных с изготовлением бубна и костюма, и акта посвящения в шаманы. Обряд посвящения проводился в отдельном ритуально чистом чуме, как правило, в узком кругу старых опытных шаманов. Во время обряда забивалось домашнее животное – олень. 

Часть его крови и кусочки мяса следовало принести в жертву шаманским духам, а остальная, основная часть шла на угощение исполнителей обряда.

  Ритуальные предметы шамана – очень важный компонент всего шаманизма.  Шаманский костюм  (самдорц паны или пензерта паны – одежда для камлания*) – одна из основных принадлежностей служителя культа. 

Главная идея в символике костюма – охрана шамана от злых духов на земле во время камлания, когда его душа странствует к божествам и духам.

К числу атрибутов ненецких шаманов относится также посох. 

Изготавливалась посохи из специально выбранного дерева, в основном из берёзы, считающейся священным деревом у шаманов. Посохи обязательно освящались. 

Копья, стрелы, колокольчики, шаманы получали во время второго или третьего посвящения. Одежда и бубен являлись священными предметами индивидуального пользования. Их культовое назначение состояло в усилении мощи шамана, путем привлечения к нему различных духов – помощников и покровителей. Притом, что ритуальным костюмом и бубном мог пользоваться только шаман, все его атрибуты имели важное сакральное значение для всего коллектива, интересы которого представлял в сфере культа шаман.

Бубен – принадлежность только посвященных шаманов. Пензер ненецких шаманов имел почти круглую форму, большой размер (диаметр – 62-80 см).Обечайку делали из срубленного хвойного дерева (лиственницы, кедра). На неё натягивали кожу самца дикого оленя или лося. Ширина обечайки состовляет около 10 см. На её наружной стороне к обечайке крепились столбики, отчего края становились волнистыми. Поэтому  бубен ненцев похож насолнышко с равномерно расходящимися лучами. Число столбиков было обязательно 7, ненецкие шаманы строго соблюдали это правило.

Опросив обучающихся  8-11-х классов и жителей старшего поколения с. Кутопьюган мы выявили что:


33% - обучающихся знают, что такое шаманизм и кто такой шаман, а большинство не знают. 9% - учеников нашей школы знают шаманов проживающих на территории нашего округа, 91% - не знают никого из шаманов.


47% - жителей нашего села до 40 лет знают, что такое шаманизм, половина из опрошенных знают, кто такой шаман. 27% - знаю шаманов проживающих на территории Ямала.

А вот большинство жителей более старшего поколения знают практически всё о шаманизме.


 Шаманом считался человек способный общаться с духами (с тремя мирами). Сравнив три поколения жителей села, мы видим, что люди с каждым поколением все меньше и меньше знают о шаманизме.  Шаманизм в Кутопьюгане  утратил себя как религию, потому что в данное время большинство жителей села проповедуют православие и шаманизм для них это только часть их культуры.


Итак, определив основные задачи нашей работы, и изучив основные понятия шаманизма, мы выяснили,  что его долгое время  рассматривали очень узко, как религиозное мировоззрение коренных народов Сибири, несмотря на насильственную христианизацию. 

 В Сибири лишь подчинялись новым порядкам и законам, но приоритет мировоззрения принадлежал шаманизму. Что касается спора о роли шаманизма в современности, то он был разрешен только в конце XX века.

Анализ материалов о шаманах показывает, что каждый из них практиковался на своей территории, и использовал свои средства и приемы. Никто из этих шаманов не переступал своих функций и обязанностей.


Знания эти строились на основе устных традиций, так как у ненцев священных книг не было. Кроме, того, шаманы должны хорошо знать порядок обрядных служб, обращенных к каждой категории богов и духов. Одно только знание правил отправления обрядов требует от них исключительной памяти. Хороших мыслительных способностей, творческого воображения и исполнительного мастерства.


Шаманы получают свой дар, как правило, по наследству, а это значит, что они были, есть и будут. С ними пытались бороться, но безуспешно. И сейчас рождаются молодые шаманы, имеющие сильные шаманские родословные.


 Помимо этого, надо помнить, что останутся и те, которые становятся шаманами в результате серьезных болезней, травм, клинических смертей и пр. Наконец, шаманами становятся после обучения. Ученые считают, что 9 человек из 10 способны к шаманским путешествиям, при которых они могут «включать» работу своего «внутреннего доктора».


Вы видите, что тема шаманизма очень интересная и необычная.


 В данной работе видите много интересного и нового в шаманизме. Эта работа, несомненно, представляет интерес для многих людей, которые хотят узнать о религии шаманизма народов Сибири,  в том, числе коренных на примере ненцев.


Тундровые ненцы (Обдорск): когда-то в стороне юга находилось одно очень священное место под названием Надья

- там росла священная берёза с семью ветвями, все люди отправлялись туда для жертвоприношений; однажды корни берёзы охватила гниль, и когда все семь корней сгнили, берёза упала; внизу ствола из неё текла кровь; но это была не настоящая кровь, а огонь, и после огня начала литься её священная вода, которая поглотила все реки; 


- люди сделали плот и взяли на него по одному их всех животных земли; великие ворожеи стояли на хребте священного мыса, и, когда вода поднималась всё выше, они крикнули семь раз, после чего вода опала на одну пядь; спустя лето и зиму вода зачахла; люди ожидают нового потопа; сказание предсказывает появление нового ворожея, который приведёт воду в состояние потока; 


- тогда все люди будто бы построят плот из ивы и скрепят его собачьими волосами, и если Нум будет в хорошем настроении, то все люди, оказавшиеся на этом плоту, останутся в живых; сейчас снова время появления священной воды (текст записан от «ворожея» [Лехтисало 1998: 10]).


1.       Общая характеристика шаманской мифологии    

Шаманская мифология тесно связана с ритуальной практикой и в значительной степени ориентирована на время обряда. Отражена преимущественно в устно-поэтической, фольклорной традиции. Центральная фигура шаманской мифологии – шаман, осуществляющий посредничество, медиацию между людьми и духами. 


В распоряжении шамана находится особая категория духов-помощников, именуемых часто в шаманских песнопениях его «силой», «свитой» или «войском». Нередко духи-помощники выступают в образе птиц, рыб или наземных животных – символов различных сфер мироздания (ср. самодийские лозы, тадебцо). Шаманским космологиям свойственно трёхчленное деление мироздания на верхний, средний и нижний миры, каждый из которых, в свою очередь, членится на несколько ярусов
или слоев. 


Эти миры соединены древом мировым или космической рекой:
её, исток (южная сторона) соответствует верхнему миру, а устье – нижнему, находящемуся на севере. 


Обычно отчётливо прослеживается отождествление положительного, светлого начала с верхом, небом и югом, а отрицательного, тёмного – с низом, миром мёртвых и севером (или западом).


 Верхний мир населяется добрыми духами (часто во главе с верховным божеством), подземный мир – вредоносными духами и душами покойников, средний мир – людьми многочисленными духами-хозяевами.  


Выделяются две основные тематические группы шаманских мифов и легенд: связанные с посвящением в шаманы (шаманскими инициациями) и с шаманской обрядовой практикой.


 Шаманские инициации описываются или как избранничество неофита духами, которые преследуют его своими  притязаниями сексуального характера, или как пребывание души будущего шамана в мире предков, на особом шаманском дереве, в колыбели, гнезде и т. д. 


Соответственно шаманское посвящение может разворачиваться как история заключения брака с избравшим духом, становящимся после этого главным духом помощником шамана [возможно, именно с этой версией связаны представления о шаманах превращённого (двойного) пола, существовавшие упалеоазиатов, эскимосов и у ряда индейских племён Сев. Америки], либо как выращивание, выкармливание шаманской души – предками, либо как расчленение и пересотворение тела неофита: варка в котлах, выковывание в кузнице, зашивание под кожу кристаллов, магических камней, змей и т. д., нахождение особой «шаманской кости» и пр. 


Рассечение тела может интерпретироваться и как смерть – воскрешение, и как жертвоприношение духам, и как испытания, пройти которые суждено лишь достойному кандидату. Наиболее распространённая функция шаманов – врачевание. 


В некоторых регионах в круг ритуальных обязанностей шамана входило также добывание у духов – хозяев душ промысловых животных, скота или младенцев для бездетных супругов, удачи для охотника, усмирение непогоды, гадания, проводы души умершего в селение мертвецов, изгнание проникших к людям, поселившихся в доме злых
духов, наделение жизненной силой амулетов, промыслового инвентаря, оружия и т. д. 


В процессе камлания шаман или его духи-помощники совершают символическое путешествие в мир духов, при этом он призывает то одного, то другого из своих духов-помощников, вступает в поединки с духами болезней, уговаривает и заклинает духов-хозяев удовлетворить просьбы, пророчествует от имени духов и, получив искомый объект (душу больного, жизненную силу новорождённого, охотничью удачу и т. д.), передаёт его просителям.


 В легендах о шаманских подвигах сюжетная сторона камланий как странствий души ещё более разрастается за счёт включения таких эпических мотивов, как похищение души у антагониста, бегство, оборотничество и различные превращения добываемых объектов, самого героя – шамана, его помощников и противников.
             

         2. Шаманизм как религия

Среди явлений, изучаемых этнографической наукой, давний, неутрачиваемый  интерес вызывает сибирское шаманство.     Одним из форм религиозных верований и обрядов ненцев – это шаманизм. Для религиозной психологии ненцев характерно преобладание чувство зависимости от сверхъестественных сил природы. Самые обыденные вещи: предметы промысла человек, животные – всё подвержено действиям сверхъестественных сил, который окружает оленевода, охотника и рыбака. Для ненцев весь мир населен многочисленными духами, которые живут в воде, земле, небе, под землей. От которых как будто зависит успех хозяйственной жизни. Отсюда стремление задобрить духа через шамана - тадибя.

Шаманство - одна из самых ранних форм религии, сложившаяся в глубокой древности, в условиях первобытнообщинного строя. Оно занимало видное место в религиозной жизни многих народов мира в средневековье. У народов Сибири и Севера, в частности у ненцев, шаманство бытовала до начала ХХ  столетия. Пережитки его оказались очень устойчивыми и сохранились вплоть до наших дней.

            Шаманство – форма религии, культ, центральной идеей которого является вера в необходимость особых посредников между человеческим коллективом и духами (божествами).

Шаманство сохранилось у многих народов мира - в Африке, Северной и Восточной Азии, у индейцев Америки и др. Но оно находится у них на разных стадиях развития. Так, в Сибири, шаманство еще в середине XX века существовало в ярких сложившихся формах; в культурах некоторых европейских народов, например у венгров, выявлены лишь его пережитки, а у аборигенов Австралии удалось обнаружить даже его зачатки. Название этой формы религии происходит из эвенкийского языка, где "шаман", "саман" означает возбужденный, исступленный человек. Для мировоззрения шаманистов характерен анимизм – одухотворения всего, что окружает человека предметов, растений, животных; вера в многочисленных злых и добрых духов, способных влиять на жизнь и смерть человека, вызывать у него болезни, обеспечивать удачу и обрекать на несчастья.
Приверженцы этой формы религии убеждены, что влиять на духов, быть посредником между ними и людьми может главным образом шаман, который, находясь в состоянии экстаза, совершает особый обряд общения с духами, получивший название камлания. 


Охарактеризуем шаманство на примере наиболее развитых его форм, сохранившихся до наших дней у ряда народов Сибири (нганасан - жителей самого северного региона Евразии - полуострова Таймыр;

- кетов, населяющих бассейн Среднего Енисея; эвенков - обитателей сибирской тайги; тувинцев, кочевавших в горных степях Центра Азии и других). 

Для их мировоззрения характерно представление о том, что Вселенная состоит из трех миров: 

Верхнего, где обитают только духи,

Среднего, где наряду с духами живут люди, животные, растения, а также 

Нижнего, куда уходят души умерших. 

Каждый шаман имеет духов-помощников и духов-покровителей, к которым он обращается во время камлания. Духи-помощники выступают в образе преимущественно диких зверей, рыб и птиц, а духи-покровители, как правило, духи умерших предков шамана. 

Каждый шаман имел их изображения - вместилища. Большинство шаманов используют во время камлания бубен, который после особого обряда оживления считается ездовым животным - конем или оленем.

 На нем шаман совершает путешествие в Верхний мир, погоняя "животное" колотушкой, которая осмысляется как плеть.

 У некоторых шаманов нет бубна, - его заменяет специальный жезл, варган (специфический музыкальный инструмент), лук. Шаманы, как правило, имеют специальный ритуальный костюм, включающий особым образом изготовленные головной убор, плащ и обувь.

Во время камлания, которое совершается обычно для лечебных целей в присутствии больного и его родственников, шаман, войдя в состояние транса, созывает духов-помощников и бьет в бубен, совершая на нем - своем "ездовом животном"- путешествие в мир духов, с тем, чтобы заставить злых духов покинуть больного и тем самым вылечить его инструмент - бубен

3. Кто он – шаман. Ненецкие шаманы.


 Шаман в основном является защитником от злых сил. Если он станет
прислужником злых духов, то его шаманом не назовешь. Шаман является связующим звеном между людьми и трансцендентальным миром, то есть посредником. В состоянии экстаза и транса он устанавливает связь с трансцендентальным миром. Связь с этим миром дает ему возможность защищать людей от злых сил. Вернее, шаман, используя силу подвластных ему и более благосклонных к нему Космических Сил, защищает людей от злых Космических Сил и от Злых земных астралов.

      Шаманы – тадибя, являются роковыми культа, которые обладают сверхъестественной способности вступать в прямое общение с духами. Шаманы занимаются не только лечением, в их руках сосредоточен промысловый культ. Промысловый культ связан с верой вдухов – хозяев. Они бывают разных категорий и все связаны тремя главным духами – хозяевам, земли, воды, леса. 

Духи хозяева относятся к человеку в зависимости от его поведения. Духов очень много, у шамана главным духом считается дух покровитель. Есть духи – помощники. 

В них заключается его сила. Они выполняют его желания, помогают сражаться с врожденными духами, узнавать, то, что скрыто от людей. Чем сильнее шаман, тем больше у него помощников. Шаман не только посредник между людьми и духами, но и прорицатель. 

К нему обращаются в случае болезни, смерти или другой опасности.  Духи болезни и другие бедствия невидимы, и бороться с ними может только шаман. Но главной ритуальной особенностью шамана символизирующее его достоинство и силу, связывающую с миром духов и совершая полёты во вселенной, и нижнему миру является пензер – бубен


Шаманский сеанс проходит ночью или вечером и в зависимости от ранга положения длится несколько часов. Среди шаманов существовала строгая монархия, которая делилась на три разновидности шаманства: родовое, профессиональное и наследственное.

o   Первая ступень – родовое шаманство, где шаман ещё не профессионал, но служитель культа.

o   Второе – наследственная, шаманом мог стать тот у кого в роду были шаманы, передавалось, как правило, по мужской линии от отца к сыну. Но встречались и случаи, когда шаманкой становилась женщина, правда это происходило в случае недостатка наследников мужского пола.

o   И более высокой ступени развития является профессиональное шаманство.

   В настоящее время шаманство в первоначальном виде, с его ритуалами не сохранилось. Однако в некоторых районах есть ещё шаманы или лица, считающие себя таковыми которые отправляют культ, обычно без костюма и бубна.  

Этих посредников (шаманов) избирают, делают людьми особого рода и обучают сами духи. Обязанность шаманов – служить духам, и с их помощью охранять от бед своих соплеменников. 

Шаманы общаются с духами в состоянии экстаза. При этом дух-покровитель будто бы может сливаться с шаманом в единое целое (воплощаться в нём). Считалось, что помощь духов наделяет шаманов сверхъестественными силами, вследствие чего они способны обеспечивать удачный промысел, предсказывать  будущее, отвращать несчастье, находить пропажи, узнавать причины болезней, лечить больных и т.д. 

Важная обязанность шамана - провожать души умерших в загробный мир. Служителей культа ненцы называли, если его избрали духи. Люди, которым суждено было стать шаманами, имели особые отметки – родимое пятно величиной с кулак, 2 или 3 макушки, лишний палец и т.п.

Шаман должен быть наделен способностью предсказывать судьбу отдельного человека и целого народа, иметь хорошую память, интуицию, воображение, артистический и поэтический дар, владеть гипнозом. Будущий шаман должен был пройти своего рода школу подготовки, побыть в учениках  у старого опытного шамана.

Признание человека шаманом оформлялось у ненцев обрядами, состоявшими из ритуальных действий, связанных с изготовлением бубна и костюма, и акта посвящения в шаманы. Обряд посвящения проводился в отдельном ритуально чистом чуме, как правило, в узком кругу старых опытных шаманов. 

Во время обряда забивалось домашнее животное – олень. Часть его крови и кусочки мяса следовало принести в жертву шаманским духам, а остальная, основная часть шла на угощение исполнителей обряда.

Ненецкие шаманы

Служителей культа ненцы называют словом «тадебя», от глагола «тадебтесь» – заговорить, произнести заклинание; «тадебтенггось» – колдовать, ворожить; дословный перевод – колдун, ворожей. В своей работе автор будет пользоваться общенаучным термином «шаман», чтобы не было путаницы. По религиозным верованиям ненцев, звание шамана передавалось по наследству.


 Шаманом становятся только мужчины, так как здесь нужна физическая сила. Это отмечали и исследователи: «У самоедов шаманом может быть только мужчина».


Шаман Г. Мандаков рассказывал о первом своем посвящении: «Отец был шаман. Дед шаман. Долго учили шаманить. Потом пришли тадебцеи. Мешали мне жить. Они говорили, чтоб я взял их в помощники, а не то они заберут душу. Пришлось взять».


 Они будто бы принуждали своих избранников стать посредником между людьми и сверхъестественными силами. Люди, которым было суждено стать шаманами, имели особые метки – родимое пятно величиной с кулак, две макушки, а иногда и три, лишний палец и т. п.

Второе непременное условие для становления шамана – обладание определенными качествами, призвание предсказать судьбу человека, народа.


 Кандидат в шаманы должен был иметь хорошую память, интуицию, воображение, дар импровизации и исполнения, хорошее знание шаманской мифологии и практики, владеть гипнозом. Эти качества отмечали исследователи, миссионеры, путешественники.


 Они писали, что для достижения духовного сана требуется многое. Первую очередь проницательный ум, твердый характер и крепкое телосложение.


Все эти качества развивались и совершенствовались в период подготовки, и практической деятельности. Внешним признаком шаманского признания служили некоторые внезапно появившиеся особенности поведения.


 Человек становился задумчивым, рассеянным, замкнутым, видел какие-то сны, стремился к уединению. Эти признаки свойственны так называемой «шаманской болезни», которая уже хорошо изучены специалистами. Такая болезнь служит необходимым условием для приобретения качеств, нужных в шаманском деле. 


Во время болезни происходит так называемое «пересотворение» шамана: духи, унеся душу шамана в иной мир, разрубают ее на кусочки, варят, едят это мясо, заменяют части тела новыми. Обучают будущего шамана. После этого шаман уже не обычный человек, а фигура, наделенная сверхъестественными качествами. Теперь он может общаться с духами и посещать иные миры.


Гаврил Егорович Мандаков шаман категории сэвтана.


 Ему помогала осваивать шаманское мастерство первая жена, которая была из рода шаманов. К тридцати годам у него насчитывалось около четырнадцати кос, в которых находилась шаманская сила. По рассказам Г.Е. Мандакова, когда жена умирала, то передала ему своих духов. Если не передать знания, духов-помощников, то душа умирающего будет мучиться долго, как это случилось с его женой. 


Жена Мандакова долго находилась в летаргическом сне, пока не посвятила его в шаманское звание. Только после того, как передала дар и духов-помощников Г. Мандакову, спокойно ушла в мир иной. Шаман Г.Е. Мандаков в настоящее время проживает в 206 км.от поселка Тазовское.


Явлада Халевич Яптик относится к категории шамана сэвтана, камлает зимой в основном районе озера Яррото, а летом на берегу Юрибея. В шаманы его посвятил старший брат. Когда умирал, то ему передал сильного духа-помощника, в образе фигуры женщины «Хадако». Возит эту фигуру в четырнадцатикопыльной нарте, видеть автору не приходилось. 


По рассказам очевидцев, шамана Явлада Яптик найти трудно в тундре. Если человек шел с плохими мыслями, он мог долго плутать в районе его чума.


В период ученичества кандидат, как правило, сопровождал своего учителя, помогал ему, присутствовал на его камланиях, запоминал священные призывания, осваивал шаманистскую технологию и практику отправления молебствий.


 По истечению срока обучения, молодой шаман проходил строгое физическое испытание, и только после тяжелых переживаний, мог различать в окружающем его душевно-духовный мир. У каждого кандидата в шаманы были индивидуальные испытания. 


После испытаний ученик получал духовного учителя – духа-покровителя. Духовный учитель знакомил своего ученика со всем тем, что он содержит в себе и помогает подняться на своем пути к мирам более высокого познания.


Познавая мир Вселенной, молодой шаман поднимается к тем доступным областям духовного мира, где ему становятся понятными существа, участвующие в развитии мира и человечества. Благодаря этому он получает возможность проследить развитие человека между смертью и новым рождением.


 После хорошей школы восприятие шамана становится глубже, шире любознательность, сильнее его жизнестойкость, и более многогранно его осмысление собственного существования.


Учеба длится в течение 20 лет, в зависимости от способности и кандидата. По истечению этого срока, пройдя все степени посвящения, нередко лишь к 60 годам, он становился настоящим шаманом и ему присваивался высший титул, который звучал по-разному в зависимости от того с Верхним, Средним или Нижним миром был связан шаман.


Ненецкие шаманы в течение своей жизни могли пройти несколько посвящений, каждый раз поднимался на новую ступень шаманской иерархии, повышая свой статус в обществе. Акт посвящения в шаманский сан имел общественное значение и был большим событием в жизни ненецкого рода.


 Но, как правило, сама церемония проходила в узком кругу старых опытных шаманов. Прошедший посвящение получал определенное звание и право совершать религиозные обряды.


Шаманы делились на две группы: непосвященные – Мал тадебя (шаман без бубна – пензер) и посвященные – тадебяСи’мя (шаман, имеющий бубен без подвесок). К непосвященным шаманам – Малтадебя, относились ученики, которые: «чувствуя в себе призвание», обращались к опытному шаману.


Непосвященные имели разные названия в зависимости от своих функций: Юдартана – предсказывающий события по снам; Сэвтана – видящий далеко и умеющий распознать болезни своей внутренней силой, (говоря, современным языком – экстрасенс); Илтана – дающий жизнь, предсказывающий судьбу; Тэлтана – шаман переводчик; Ингутана – советчик, прорицатель.


Малтадебя в основном считались помощниками главных шаманов во время их ритуала. Из этой категории образовывались вольнопрактикующие, действовавшие в пределах своих семейно-родственных групп. Бубна у малтадебя не было.


 Они гадали по костям зверей или животных, на лезвиях ножа или топора. Основными обязанностями их были лечение заболевших людей, оленей, предсказание будущего, предупреждение бед и несчастий.


Тэлтана и Ингутана являлись первыми помощниками Выдутана. Самбдорта помогали Илтана и Сэвтана. Они выполняли обязанности советчиков и переводчиков. Выдутана и Самбдорта совершая во время ритуального камлания медитацию, – мысленно налаживали связь с помощниками, которые были своего рода – щита между ними и миром людей. Помощники шамана как бы защищали человека от сильного воздействия духов Верхнего и Нижнего миров, с которыми общались учителя.


Непосвященных шаманов было много. В отличии от посвященных шаманов они занимались хозяйственной деятельностью. Совершали простые формы жертвоприношений, они имели очень ограниченный набор атрибутов, не приводили себя в экстаз, и лишь некоторые обладали силой гипноза.


Вторая группа – это посвященные шаманы Си’мя, среди которых различались такие разновидности: Пензретна, умеющий видеть будущее, а также общаться с высшим божеством – Нумом; Ял’тана – вызывающий злых духов:

- «шаманы находятся в отличных отношениях с духами, но есть такие, которые состоят на службе у злых духов»; Мутратнатадебя – чудотворец; Тэм’сорта – выделывающий фокусы; Хэхэтэврамбда – приносящий верхних духов.


Эти шаманы отличались от непосвященных большими знаниями и мастерством, стояли на более высокой ступени и пользовались большим авторитетом. 


Они должны были знать не только явления природы, оленеводства, промыслов, но и объяснить их значение, научиться ими пользоваться. Учитель знакомил не только с природой, но и с анатомией человека и животного. Посвященным шаманам Си’мя разрешали пользоваться бубном, но без подвесок. В подвесках, так считают информаторы, находится огромная сила шамана. А шаман, не имеющий практики не сумеет удержать эту силу, и может погибнуть. Подвески появляются с практикой и званием.


После прохождения определенных испытаний и посвящения в категории шаманов, они имели право заниматься ритуальным обрядом. После десятилетней практики и получения новых подвесок, их считали выучившимися – Янумта. Пензретна выполнял работу шамана категории Я’нянгытадебя. Шамана Хэхэтэврамбда относили к шаманам нув’нянгы, связанных с небесными духами, от которых он узнавал веление высшего божества.


Шаманы Мутратнатадибе, Тэм’сорта, Ял’тана славились чудесами, фокусами, которые они проделывали собой. 


Они стреляли в себя, ловили пули, протыкали себя насквозь хореем, отрезали себе голову и т.д. Эти фокусы были зафиксированы многими исследователями и путешественниками ХIХ в. Их деятельность была весьма многогранна. Они участвовали во всех ритуальных обрядах.


 Главной особенностью этих шаманов было обладание сильным гипнозом. Они являлись блестящими поэтами-импровизаторами, вызывая положительные эмоции собравшихся. Воздействуя на психику людей красотой художественных образов, они увлекали слушателей своей артистической игрой. Модуляция голоса, артистическая мимика, жестикуляция, все это влияла на человека.


4. Шаманские ритуальные атрибуты. Роль бубна в камлании шамана.

  Ритуальные предметы шамана – очень важный компонент всего шаманизма.  Шаманский костюм  (самдорц паны или пензерта паны – одежда для камлания*) – одна из основных принадлежностей служителя культа. 

Главная идея в символике костюма – охрана шамана от злых духов на земле во время камлания, когда его душа странствует к божествам и духам. Изготовление костюма было коллективным занятием женщин: жены, дочерей, сестёр шамана. Шили костюм из шкуры оленя – самца. 

Костюм каждого шамана обладал индивидуальными особенностями. Обрядовые одеяния были по покрою схожи, но отличались количеством и видом привесок, имевших различное назначение. Частью костюма пензерта паны был специальный пояс (ни инятангабтама), который делался из нескольких полос замши, шкуры дикого оленя. 

К этому поясу прикреплялись подвески в виде маленьких скульптур и плоских изображений духов животных и птиц, шкурки мелких животных, коготь и зубы медведя, высушенные головки птиц и щуки, а также колокольчики. На поясе у шамана, как и у каждого ненца, имелись обыкновенные ножи, но ножи шамана считались священными и служили, помимо всего, амулетами, оберегами. 

Обувь шамана (няромдвавы пива – очищенная обувь) шилась так же, как обыкновенная, но потом тоже проходила обряд очищения. Важнейшим атрибутом шамана являлся его бубен пензер, музыкальный  ударный инструмент, который соединяет  в себе самые разные символистические знания.

       Колотушка (пенгабцьили ладорабць) -она сделана из дерева и напоминает узкую длинную лопатку. Рукоятка у неё прямая, постепенно расширяющаяся к лопасти, округлённая на конце. В ней два больших сквозных отверстия. В нижнее, ближе к концу рукоятки, вставлен маленький отрезок ремня, заклиненный деревянной палочкой.

 В отверстии, проделанном около середины, закреплён длинный обрывок ремня. Лопасть колотушки, вырезанная в вид вытянутого эллипса, слегка выгнута и обтянута оленьей шкурой.

К числу атрибутов ненецких шаманов относится также посох. Изготавливалась посохи из специально выбранного дерева, в основном из берёзы, считающейся священным деревом у шаманов. Посохи обязательно освящались. 

Копья, стрелы, колокольчики, шаманы получали во время второго или третьего посвящения. Одежда и бубен являлись священными предметами индивидуального пользования. Их культовое назначение состояло в усилении мощи шамана, путем привлечения к нему различных духов – помощников и покровителей. 

Притом, что ритуальным костюмом и бубном мог пользоваться только шаман, все его атрибуты имели важное сакральное значение для всего коллектива, интересы которого представлял в сфере культа шаман.

Бубен – принадлежность только посвященных шаманов. Пензер ненецких шаманов имел почти круглую форму, большой размер (диаметр – 62-80 см).Обечайку делали из срубленного хвойного дерева (лиственницы, кедра). На неё натягивали кожу самца дикого оленя или лося. Ширина обечайки состовляет около 10 см. 

На её наружной стороне к обечайке крепились столбики, отчего края становились волнистыми. Поэтому  бубен ненцев похож насолнышко с равномерно расходящимися лучами. Число столбиков было обязательно 7, ненецкие шаманы строго соблюдали это правило.

 Бубен является конем, а колотушка – кнутом для шамана. Бубен для шамана - Крылатый конь, на котором он ездит по трехмерному миру. Он является и советником шамана. Крылатый конь рассказывает шаману обо всем, что он видит, слышит, предостерегает его от бед, от напастей других шаманов и помогает в его камлании и лечебной работе. Звук бубна у шамана разный. Сведущий человек по звуку бубна сразу узнает, чем занимается шаман и какое камлание он ведет.


 Звуки бубна меняются с путешествием шамана в Нижний, Серединный и Верхний миры. По звукам бубна можно сразу определить и уровень шамана. Если при путешествии шамана в Верхний мир бубен звучит, как при путешествии в Серединный или Нижний мир, то сразу становится понятно, каков этот шаман. Если при лечении пациента у него бубен звучит, как при вызове духов, тогда профессионализм этого шамана сразу можно отрицать.


Хороший профессиональный шаман начинает камлание тихо и спокойно, с вызова космических сил - духов шамана. Он театрально дико не кричит и не скачет, как бешеный. Бубен, колотушка и костюм шамана - это отражение целого мира. В них и заключена тайна этого древнерусского искусства, особая магическая сила Космоса и космологические понятия шаманизма. Все они заговорены свыше и в них - тайное учение наших предков. Поэтому нельзя надевать костюм чужого шамана и брать в руки чужой бубен.


     Танец шамана. Бубен использовался не только как музыкальный инструмент. Бубен и колотушка связаны с гаданием. Шаман исполнял причудливый танец с бубном. Левой рукой он держит бубен, а в правой зажата колотушка, другая заткнута за пояс. Шаман бьёт в бубен сначало слабо, затем всё сильнее. Вертит бубном, представляя его то к ноге, то к пояснице. Кидает по очереди колотушки. По тому как летит колотушка и какую траекторию описывает во время полёта, как она падает, шаман дает предсказания.

Источниками изучения языческой религии и одной из них шаманизм, служат ярабц, сюдбабцы сказителей и рассказы старых людей, которые сохранили их в наибольший чистоте древние религиозномогические верования.  Религия и многочисленные обряды ритуальных культовых обычаев охватывают в разных сторон всю жизнь и всю деятельность человека, в особенности связанное с оленеводством, охотой и рыболовстом.

Камлание – (от тюркского «Кам» - шаман.), то есть его общение с духами во время ритуальной пляски.

5. Шаманские могилы.

Раньше  шаманов хоронили в наземных сооружениях - аранасах. Труп шамана обычно клали в выдолбленную из толстой лиственницы колоду и прикрепляли клином на специально сделанных столбах. Такое сооружение называется аранасом. 


Когда он разваливался, родственники или потомки шамана хоронили его вторично. При этом строго соблюдался древний обычай. Камлал шамана совершал все основные обряды. Аранас сооружали парни-девственники. Для жертвы закалывали жеребца черной масти с белой мордой. Когда аранас второй раз сгнивал и разваливался, совершали обряд третьего поднятия останков шамана. В третий раз останки шамана обязательно предавали земле. При этом тоже обязательно камлал шаман и совершал обряд с жертвенной скотиной.


С введением христианства наземные захоронения были запрещены и останки шаманов стали сразу предавать земле. Люди всегда суеверно боялись шаманских могил, у них всегда был панический, мистический ужас и перед умершим шаманом. Все старались держаться подальше от таких могил. Рождались различные легенды, которые имели свои основания, но некоторые из них гиперболизировались при передаче из уст в уста.


Иногда шамана хоронили со всеми его атрибутами. Тогда они и после смерти очень долго действовали. Сильное биополе и духи-помощники шамана после его смерти не давали в обиду своих сородичей и не давали разрушать свой наземный памятник. Даже огонь лесного пожара не приближался к шаманской могиле. Такие явления я не один раз видел своими глазами.


В Вилюйском улусе страшные пожары 1948 года уничтожили целые деревни. Но даже они оставили шаманские могилы нетронутыми. Это можно считать защитой чисто космического плана. Только высшие Космические Силы могли спасти те могилы от такого сильного, неуправляемого стихийного бедствия.


Значит, после смерти шамана его связь с Космосом остается и даже усиливается. Древнерусская философия шаманизма даже сосчитала, сколько лет шаманы защищали свои останки, используя Космические Силы.


 По их счету получалось, что слабый шаман данную космическую связь держал до 44 лет и уходил в Небытие. Средний шаман - на 250 лет, а сильный и великий - до 400 лет. И поныне в Якутии очень много "действующих" могил шаманов, что представляет собой особый материал для изучения и исследования. Действительно, шаманские могилы многим показывают свою силу и напоминают людям, что над умершими нельзя издеваться. Любое кощунство влечет за собой большое наказание. 


В данном явлении мы наяву видим проявление неписаных законов Вселенной. Эти проявления идут через Тонкий мир нашей Вселенной. В данном мире все действия и слова каждого человека проходят очень тщательную Ревизию", и человек действительно отвечает перед всей Вселенной за свои поступки. Шаманские могилы тоже защищаются силами Тонкого мира. 


Некоторые шаманы и после смерти становились покровителями своих потомков. К могиле такого шамана обращались за помощью его потомки и соплеменники при какой-нибудь беде, при болезни и когда кто-нибудь их обижал. Стуча по могильному лабазу шамана, они с причитанием говорили о том, какая нужда привела их к могиле предка.


Но не все шаманы становились покровителями своих потомков. Таковыми становились шаманы более светлого назначения. Защищают могилу шамана и его потомков Космические Силы.

 А дух умершего шамана становится посредником для вызывания таких сил.

 

Заключение

Опросник «Что вы знаете о шаманизме» для обучающихся 8-11-х классов и жителей старшего поколения с. Кутопьюган мы выявили что:

Обучающиеся 

8-11 классов

Жители села до 40 лет

Жители села старше 40 лет

Что такое шаманизм?

33% - знают что такое шаманизм

47% - знают что такое шаманизм

53% - знают что такое шаманизм

67% - не знают

53% - не знают

47% - не знают

Кто такой шаман?

33% - знают

50% - знают

60% - знают

67%- не знают

50% - не знают

40% - не знают

Знаете ли Вы шаманов проживающих(вших) на территории ЯНАО?

9% - знают

27% - знают

67% - знают

91% - не знают

73%  - не знают

33%  - не знают

 

 

Проанализировав все эти вопросы, мы выяснили, что большинство старшеклассников не знают, что такое шаманизм.


 Многие догадываются кто такой шаман. Например, некоторые писали, что он - колдун, гипнотизер, маг. На самом деле это не так. Шаманом считался человек способный общаться с духами (с тремя мирами). Сравнив три поколения жителей села, мы видим, что люди с каждым поколением все меньше и меньше знают о шаманизме.  Шаманизм в Кутопьюгане  утратил себя как религию, потому что в данное время большинство жителей села проповедуют православие и шаманизм для них это только часть их культуры.


Итак, определив основные задачи нашей работы, и изучив основные понятия шаманизма, мы выяснили,  что его долгое время  рассматривали очень узко, как религиозное мировоззрение коренных народов Сибири, несмотря на насильственную христианизацию.  В Сибири лишь подчинялись новым порядкам и законам, но приоритет мировоззрения принадлежал шаманизму. Что касается спора о роли шаманизма в современности, то он был разрешен только в конце XX века.

Анализ материалов о шаманах показывает, что каждый из них практиковался на своей территории, и использовал свои средства и приемы. Никто из этих шаманов не переступал своих функций и обязанностей.


Знания эти строились на основе устных традиций, так как у ненцев священных книг не было. 

Кроме, того, шаманы должны хорошо знать порядок обрядных служб, обращенных к каждой категории богов и духов. Одно только знание правил отправления обрядов требует от них исключительной памяти. 


Хороших мыслительных способностей, творческого воображения и исполнительного мастерства.


Шаманы получают свой дар, как правило, по наследству, а это значит, что они были, есть и будут. С ними пытались бороться, но безуспешно. И сейчас рождаются молодые шаманы, имеющие сильные шаманские родословные. 


Помимо этого, надо помнить, что останутся и те, которые становятся шаманами в результате серьезных болезней, травм, клинических смертей и пр. Наконец, шаманами становятся после обучения. Ученые считают, что 9 человек из 10 способны к шаманским путешествиям, при которых они могут «включать» работу своего «внутреннего доктора».


Вы видите, что тема шаманизма очень интересная и необычная. В данной работе видите много интересного и нового в шаманизме. Эта работа, несомненно, представляет интерес для многих людей, которые хотят узнать о религии шаманизма народов Сибири,  в том, числе коренных на примере ненцев.

                     Список используемой литературы.                    
1. Михайловский В.М. Шаманство: «Сравнительно-этнографические очерки», -
Выписка 1. // «Известия императорского общества любителей естествознания,
антропологии и этнографии». Т. LXXVM. Труды этнографического отдела. Т. XII. М., 1892г.
2.  Попов А.А. Раздел из монографии "Верования и обряды якутов Вилюйского
округа".//Архив МАЭ, Ф.14, оп.1, № 16. Л. 148-171.
3.       
http://www.shaman.aha.ru/http://www.sakha.ru/http://antropology.rsuh.ru/
4.     Функ Д.А., Харитонова В.И. «К вопросу о методологии исследования
шаманства в кругу родственных явлений (магия, колдовство, экстрасенсорика)»
// Центрально-Азиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные
аспекты (материалы международного научного симпозиума), -  Улан-Удэ, 1996г.
5.     Лурия А.Р. «Основы нейропсихологии». М., 1973г.
6.     В. М. Кандыба. «Загадочные сверхвозможности человека»//научно-
популярное издание, - М., 2002г.
    
   - - - - - 

#институтшаманизма

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ДОГМЫ И ДОГМАТЫ, которые навязаны человеку социумом...ИЛИ ПОЧЕМУ - одним весело, а другим страшно?

Виды магических атак

Шаманские упражнения:Тело - релакс и сброс энергии.