ДЕВЯНОСТЫЕ СОЗДАЛИ АЛЬТЕРНАТИВУ РЕЛИГИЯМ - вышла и родилась культурно -этническая группа целителей и духовных наставников. ШАМАНИЗМ
Российские ж ен щ и ны с начала перестройки оказались активно вовлеченными в этнокультурное и религиозное возрождение, а так же в
процесс становления российского бизнеса.
Это произошло в силу
специфики их положения в «отмененном» государстве, С С С Р, где
был высок процент женщин с высшим и середнеспециальны образованием, где представительницы слабой половины человечества
были активно заняты в образовательной, культурно-просветительной и медицинской сферах.
Именно с названными сферам и оказалось связанным самым непосредственным образом то, что уже в
1990-е годы стали называть «возрождением шаманизма».
Деятели культуры и искусства, а так же науки и образования, осчастливленные возможностью национального, этнокультурного возрождения, принялись в последнее десятилетие X X века активно восстанавливать известные им феномены традиционной культуры, бороться за возвращение к родным языкам в обучении подрастающего
поколения и в быту.
Все это требовало обращения к фольклорноэтнографическому материалу, а также влекло за собой непосредственное восстановление и воссоздание уже подзабыты х народных
праздников и ритуалов.
Там, где традиционные праздники практически исчезли из народной жизни., представители интеллигенции иногда просто писали их сценарии на основе известного им из литературы или из рассказов стариков, способных поделиться своими детскими и юношеским и воспоминаниями’.
Обращение к традиционной культуре, обрядово-ритуальной практике, фольклору в таком варианте запрограммировало особый тип
возрожденной традиции.
Оно, разумеется, не вернуло людей, уже давно привыкших к иным реалиям, в годы оные, а внесло в их вполне современную жизнь элементы новой художественной самодеятельности, которая так естественно вписывалась в еще сохранявшуюся советскую реальность и вполне соответствовала сформировавшейся ранее психоментальности.
Однако во времена СССР художественная самодеятельность должна была «подтягивать» массы
в их культурном развитии до уровня н о в о ю советского искусства, а
тут, наоборот - возвращать их к тому высокому и родному, национальному, что они так необдуманно утратили.
Впрочем, аналоги
этому имели место в российской действительности 1930-х годов,
когда в сельских клубах инсценировались традиционные свадьбы
или разыгрывались иные обрядовые сцены, да и позже, когда, например, проводились праздники Русской зимы - той же Масленицы,
только с новым названием.
Рождение новой конфессии.
Однако новая волна фольклоризации и этнографизации современной ж и зни возникла в значимо отличной ситуации:
- она совпала с
появлением Законов о свободе совести (1991, 1997 гг.) и соответствую щ ей статьи в новой Конституции РФ (1993 г.). Это было время
религиозной свободы и далее поощрения религиозных проявлений,
особенно в отношении православия, которое довольно быстро стало
восприниматься многими как государственная религия.
Среди не православного населения такая ситуация вызвала недоумение и недовольство. Впрочем, в национальных республиках местные правительства постарались учесть поликонфессиональность населения и
отразили это в соответствующих законодательных актах.
В середине
1990-х годов среди наименований конфессий, официально признанных основными («традиционными») в республиках 'Тыва, Бурятия,
Саха (Якутия), появился «шаманизм».
Таким образом, шаманизм
неожиданно превратился не только в официально признаваемую религию , но и обрел права полноправной конфессии.
Разумеется, это не могло не отразиться на происходящем процессе
культурно-национального возрождения, что. в свою очередь, повлияло на особенности формирования своеобразных представлений
о шаманизме, особенно у молодых людей, для которых шаманская
составляющая сакральной культуры уже успела стать историей.
Попытки восстановления элементов традиционной культуры и
внедрения их в современную жизнь на этапе национально-культурного возрождения вполне закономерно вывели режиссеров этого
процесса на сакральные пласты этнических традиций.
Поскольку
именно в это время возникла необходимость поиска «национальных
религий», то очень своевременной здесь оказалась идея шаманизма,
которая, с одной стороны, могла эксплуатироваться как религиозная
(поскольку шаманизм уже был объявлен конфессией), с другой стороны, вполне логично укладывалась в схему возрождаемой культуры как ее неотъемлемая часть.
Впрочем, ситуация с неожиданно возникшей «конфессией» развивалась так, что к началу третьего тысячелетия большинству здраво
оценивающих происходящее стало понятно:
- шаманизм продолжает оставаться основой бытовой и сакральной культурой, а не Мировой религией..!
Достаточно давно, внедренные почти повсеместно в среду быта, даже наиболее отдаленно проживающих аборигенов, шаманы воспринимаются
как специалисты культурологии из эпохального прошлого'.
Придание шаманизму статуса полноправной конфессии повлекло
за собой и иные последствия, которые, прямо скажем , вряд ли могли
даже в самых смелы х мечтах пригрезиться шаманам и ясновидящим
прошлого.
На юге Сибири, прекрасно осознавая несоответствие
происходящего законам традиционного шаманизма, именно знатоки
этнокультурных традиций... стали превращать сакральную практику
в разновидность партийно-профсоюзной системы со своеобразным
религиозно-медицинским наполнением:
- уж е в начале ! 990-х годов в
республиках появились первые «шаманские организации».
Их создатели - даже те, которые к своих научных трудах не уставали повторять простые постулаты шаманизма (шамань: не могут жить и
работать вместе, традиционные шаманы охраняли свою территорию от шаманов-соиерников и т.п.4)
•-
стали выстраивать многоступенчатые организации на основе хорошо усвоенных советских схем:
- с председателями и сопредседателями. начальниками и начальниками начальников, советами руководителей, выдачей многочисленных удостоверений и дипломов, справок (видимо, невозможно было забыть популярную советскую истину:
- «Без бумажки ты - букашка, а с бумажкой - человек»).
К этому
добавился и восточный колорит главные начальники быстро присвоили себе титулы «пожизненных» глав и руководителей, что не
заставило их отказаться от обычной «шаманской» деятельности.
Представление о возможностях новой жизни шаманизма не у всех
претендентов на лидерство было однотипным.
Кое-кто, поиграв изначально в шаманизм, пришел к иным идеям например, к идее
возрождения «исконной прарелигии», к которой (что было понятно
не только чтим лидерам) шаманизм имеет некоторое отношение.
На
повестке дня появились бурханизм (отнюдь не в виде алтайской харизматической неорелигии начала XX столетия) и тэнгрианство.
Жаль только, что народ ничего не помнил и не >,над о том, как еще
совсем недавно, оказывается, их сородичи (а может, и они сами) были приверженцами этих "- самых древних на земле религий». ..
«Шаманизм» же между тем, не просто сформировал довольно
многочисленные «шаманские организации», которые, вполне естественно, в соответствии с законами традиционного шаманизма, ковались и множились*, но и постольку, вместе неизвестно откуда взявшиеся многочисленные новые шаманы, не могли не только
практиковать совместно на ограниченной территории, но и сосуществовать в пределах одного коллектива.
(Данный процесс шел вопреки насаждаемом) сверху процессу централизации, которая возникла
как практическая необходимость после утверждения Закона 1997
года.
Конфессия должна была стремиться к централизации, а централизованная организация (что, несомненно, в глазах организаторов было гораздо значимее и почетнее, чем просто местная) обязана
была иметь в подчинении тройку местных, расположенных в регионах.
Это повлекло за собой невероятную бюрократизацию так называемого «шаманизма».
По Закону 1997 года требовались также и
обширные Уставы обществ с обоснованием исповедуемой «религии».
Такой род творчества новых шаманов еще найдет своего исследователя и комментатора, поскольку сам по себе заслуживает внимания как особая, совершенно специфическая разновидность
постсоветских ^партийно-профсоюзных)' документов, наполненных
религиозно-содержательным текстом и бизнес-под текстом.
(Продолжение следует)
Из источника:
http://static.iea.ras.ru/books/Zhenshchina_i_vozrozhdenie_shamanizma.pdf
Комментарии
Отправить комментарий