НЕ ХОЧЕШЬ ЗАБОЛЕТЬ? Займись ГЛАВНЫМ - С А М О В О С П И Т А Н И Е М! #советышаманкиакхей

 




 Что такое самовоспитание? 

В.А. Сухомлинский утверждал, что «самовоспитание – это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает». Самовоспитание (англ. self-development) – это ние человеком своей личности в соответствии с поставленными целями. 

В словаре С.И. Ожегова – «воспитание самого себя». Самовоспитание рассматривается в педагогике и психологии как высшая форма саморазвития. Зрелое самовоспитание предусматривает сознательное и целенаправленное участие человека в разностороннем развитии собственной личности. 

При самовоспитании учащийся уже не подражает, не копирует действия других, а стремится сам определить свою цель и достичь ее освоенными им или новыми средствами и способами. Здесь уже имеет место его творчество. 

Н.Н. Толстых рассматривает самовоспитание как сознательную деятельность субъекта, направленную на возможно более полную реализацию себя как личности, изменение своей личности в соответствии с ясно осознанными целями, идеалами, личностными смыслами. Самовоспитание – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем развития самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самосовершенствованию. 

Самовоспитание основывается на адекватной самооценке, которая соответствует реальным способностям человека, умении критически оценить свои индивидуальные особенности и потенциальные возможности. 

По мере повышения степени осознанности самовоспитание становится все более значительной силой саморазвития личности.


                                                                  Фото из Инета

  •  Под самовоспитанием понимается активная, целеустремленная деятельность личности, направленная на формирование и развитие у себя социально и морально значимых качеств и привычек, а также на нейтрализацию и устранение отрицательных в соответствии с осознанными общественными потребностями, условиями деятельности и личной программой развития.

 Самовоспитание по сути – это реализация ребенком собственного проекта совершенствования необходимых ему в жизни качеств. Каждый ребенок имеет свое представление о своем идеале, к которому он стремится.

Критериями готовности личности к самовоспитанию являются мотивационный, деятельностный и рефлексивный:

 – Мотивационный критерий предполагает сформированность устойчивой мотивации самовоспитания, которая предполагает стремление к познанию ребенком себя, потребность в приобретении новых компетенций, желание найти средства саморазвития; 

– Деятельностный критерий отражается в реальном проектировании саморазвития и реализации проекта, что предполагает определение перспектив самовоспитания, знание способов достижения целей и осуществление реальных действий для приобретения новых компетенций; 

– Рефлексивный критерий отражается в самооценке результатов самовоспитания и определение перспектив саморазвития исходя из реальных возможностей, что предполагает осуществление самоконтроля изменений в самом себе, анализ факторов повлиявших на изменение личности, осознание последствий самовоспитания. 

1.  А.И. Кочетов определяет следующие параметры самовоспитания, по которым можно охарактеризовать данный процесс:

 – направленность самовоспитания, т. е. мотивы работы над собой; – содержание самовоспитания (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное);

 – устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное); 

– эффективность в формировании личности (выполняет функции главные или вспомогательные).

 2. Основу самовоспитания составляют стремление стать достойным и уважаемым человеком, 

- цивилизованной личностью, 

- яркой индивидуальностью, 

- самореализовать свои возможности в жизни и на этой основе постоянно изучать и оценивать себя как личность, гражданина, профессионала, 

- видеть себя как бы со стороны, думать о близких и отдаленных перспективах жизни, делать все, чтобы они реализовались в личных качествах, делах, духовном росте, в социальном и материальном благополучии.

 Важнейшими условиями успеха в работе по самовоспитанию выступают максимальная самокритичность, высокая ответственность за свои действия и образ жизни, последовательная настойчивость в достижении поставленной цели.

В каком возрасте возможно самовоспитание? 

В ЛЮБОМ! ЭТО ПРОЦЕСС ОСОЗНАННОСТИ, ЧТО ЖИЗНЬ БЕСЦЕННА!

Теперь, о детях:

Самовоспитание как специальная деятельность чаще всего возникает в подростковом возрасте, однако его предпосылки появляются уже в поведении детей более раннего возраста.

 Например, в период кризиса трех лет, когда у ребенка возникает потребность в самостоятельности и автономности от взрослых, ребенок пытается целенаправленно решать жизненные задачи, которые раньше были ему не под силу, прикладывать максимум усилий, чтобы самому выполнить сложные для него бытовые, коммуникативные, познавательные действия, чувствуя при этом гордость и собственную взрослость.

 В дошкольном возрасте в процессе взаимодействия со сверстниками ребенок старается сознательно сдерживать импульсивные реакции, контролировать свои действия, уступать, думать не только о себе, но и о других, чтобы выстраивать конструктивные игровые взаимоотношения, сотрудничать, решать общие значимые задачи. В период младшего школьного возраста, например, стремясь заслужить одобрение учителя, ребенок целенаправленно воспитывает в себе социально-значимые качеств (старательность, усидчивость, ответственность и др.), преодолевает эгоизм, лень, учится планировать и анализировать свои действия. 


   

                                 
Фото из Инета

Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок в своих социальных проявлениях ориентируется преимущественно на оценки взрослых, на их одобрение или критику, то при переходе к подростковому возрасту усиливается влияние коллектива сверстников на его личностное развитие, на процесс самовоспитания. 

Наиболее благоприятной для самовоспитания можно считать такую организацию коллектива, при которой каждый ребенок может найти свое место в общей деятельности сообразно своим индивидуальным особенностям и склонностям, а также может почувствовать успешность и увидеть результативность своих действий. В подростковом возрасте решающую роль в самовоспитании начинает играть самооценка. 

Итак:

Важным мотивом самовоспитания становится недовольство собой в результате осознания своих недостатков, несоответствия своим идеалам и требованиям референтной группы. 

  • Самовоспитание невозможно без адекватного анализа личностью своих индивидуальных особенностей, способностей, возможностей и реалистичной самооценки, соответствующей реальным способностям и возможностям человека. 

В юношеском возрасте самовоспитание приобретает более зрелый и целенаправленный характер благодаря возникшему осознанию своего места в мире, внутреннему стремлению к саморазвитию, сложившейся системе ценностей и идеалов, сформировавшейся мировоззренческой позиции. 

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

Можно условно выделить три стадии самовоспитания, связанные с возрастными особенностями личности: стадия внешних требований, стадия вынужденности и стадия сознательного воспитания:

 1 1. Начальная стадия самовоспитания – стадия внешнего требования – свойственна младшему подростковому возрасту и частично приходится на младший школьный возраст. Самовоспитание возникает в результате воспитания, побудителями активного отношения ребенка к этому процессу являются требования взрослых. Ребенок выполняет требования взрослых, вначале ориентируясь на образцы поступков (подражание) или на «инструкцию» воспитателей; затем появляется способность к выбору варианта поступка; позже эти общественные требования начинают выступать как внешние регуляторы поведения и как средства саморегуляции. 

2. Следующая стадия – стадия вынужденности – характеризуется тем, что человек вынужден изменяться, подчиняясь той или иной ситуации. На этой стадии личностные изменения начинаются с их осознания и уже произвольно регулируются. 

При этом подражательность и подчинение инструкции полностью не исчезают.

 3. Третья стадия развития личности в этом контексте – сознательное самовоспитание. Его источником являются внутренние потребности личности. Мотивация становится ведущим компонентом самовоспитания. 

Эта мотивация появляется в результате интериоризации внешних требований и групповых установок: под влиянием социальных условий формируются структуры самовоспитательных действий 
– самоубеждение, самомотивация, самоприказ и т. п., которые впоследствии переходят во внутренние установки, потребности. Можно ли определить, в каком возрасте заканчивается процесс самовоспитания? 
Пожалуй, нет. 

Самовоспитание – дело всей жизни, поскольку развитие личности – процесс непрерывный, не имеющий предела.


Фото из Инета
 
Достигнув одни цели саморазвития, субъект ставит перед собой новые задачи формирования тех или иных социально значимых качеств, утверждения своей индивидуальности.

 Если человек решает, что воспитывать себя дальше не имеет смысла, что он достиг совершенства, являясь образцом воспитанности, нравственности и духовности, происходит стагнация социального, интеллектуального, эстетического, этического развития, и начинается постепенный регресс личности.

Источник: 
https://ksu.edu.ru/files/INSTITUTS/IPP/U-Metod_materialy/Stupeni_samovospitaniya_lichnosti_KGU.pdf

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ДОГМЫ И ДОГМАТЫ, которые навязаны человеку социумом...ИЛИ ПОЧЕМУ - одним весело, а другим страшно?

Виды магических атак

Шаманские упражнения:Тело - релакс и сброс энергии.