ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЭМПАТИЯ? Узнаем из общего мнения...Современный человек обязан быть любознательным!

 



Проблема эмпатии стала исследоваться с XVII века, когда начался расцвет философской мысли. 

В основном, изучением такого рода проблем тогда занимались отдельные отрасли философии - этика и эстетика, и впервые понятие «эмпатия» было введено Э. Титченером.

Автор перевел немецкое слово «einfuhlung» – «вчувствоваться в...», которым в эстетике описывался процесс понимания произведений искусства, объектов природы, склонность наблюдателя к отождествлению себя с наблюдаемым предметом, являющимся причиной переживания прекрасного .

Вопрос об эмпатии как способности человека к сопереживанию, сочувствию, умении поставить себя на место другого широко исследовался зарубежными и отечественными психологами: З. Фрейдом, Т. Липпсом, К. Роджерсом, Р. Бароном; И.М. Юсуповым, В.В. Лабунской, Т.П. Гавриловой, Ю.А. Менджерицкая и другими. Многими отечественными и зарубежными психологами эмпатия характеризуется как, безусловно, положительное отношение к другому.

Как отмечает Т.Д. Карягина, на фоне большой теоретической и практической значимости особенно проблемным выглядит высокий уровень многозначности, неопределенности понятия «эмпатия», ее видов, механизмов и так далее. В современных психологических и педагогических словарях и справочниках представлены разные определения эмпатии.

В психологическом словаре под редакцией И.М. Кондакова дается такое определение эмпатии: это способность человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Индивид начинает, вопреки сознательному контролю, разделять настроения другого человека.

В кратком психологическом словаре под редакцией С.Ю. Головина дается следующее определения термина «эмпатия»: от греч. empatheia - сопереживание - постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека.
В.Г. Мещеряков в большом психологическом словаре указывает, что эмпатия – это способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию. 

Эмпатия также включает в себя способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д. Еще под эмпатией понимают способность очень точно чувствовать и ощущать эмоциональное состояние человека, не видя его.


Багадирова сформулировала следующее определение эмпатии. 

Эмпатия – способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами.

 Андреева, напротив, обратила внимание на то, что эмпатия – это особый способ понимания другого индивида. Она утверждает, что эмпатия – это, самый что ни на есть, эмоциональный отклик, а не рациональное осмысление проблем другого человека.

 Первая концепция эмпатии была сформулирована немецким психологом Теодором Липпсом. 

Автор рассматривал эмпатию в качестве особого психического акта, при котором человек, воспринимая предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания.

 В этот же период понятие эмпатии выступило также одним из важнейших в «понимающей психологии» Вильгельма Дильтея (1894). Способность к эмпатии ученый рассматривал как условие понимания 10 культурно-исторической, человеческой реальности и отмечал, что различные феномены культуры возникают из «живого целого человеческой души».

 Во многих научных работах З. Фрейда употребляется термин «вчувствование» и сходное с эмпатией понятие «идентификация». Владеть эмпатией, по мнению Фрейда, базируется на восприятии субъективного мира другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком.

 Это означает: 

- ощущать боль или удовольствие другоготочно так же, как чувствует это он сам, и относиться, как он, к причинам их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что «как если бы». 

Если последнее условие «если бы» утрачивается, то данное состояние становится состоянием идентификации. Таким образом, категория эмпатии играет важную роль в понятийном аппарате психоанализа. 

К. Роджерс указывает, что эмпатия – это центральная категория целого ряда других направлений консультирования и психотерапии.

 В концепции понятию «эмпатия» принадлежит ключевая роль, ионо означает особое понимание другого. Эмпатия способствует установлению контакта клиента с терапевтом и формированию доверия в терапевтических отношениях. 

Также К. Роджерс отмечает, что эмпатия способствует развитию самопринятия клиента, преодолению чувства неполноценности, отчужденности, повышению уверенности в себе, своих силах.

 Важное место, по мнению автора, эмпатия занимает не только в процессе психотерапии, но и как основное условия личностного роста и развития человека. 

К. Роджерс указывает на процессуальную сторону эмпатии: это вхождение во внутренний мир другого человека, продвижение в нем, чувствительность к постоянно изменяющимся смыслам. 

Многие ученые считают, что на феномен эмпатии можно воздействовать, так как в этой теории акцент делается именно на том, что эмпатия – не свойство личности, а процесс. Также стоит отметить, что способность к эмпатии считается важнейшим профессионально значимым качеством современного человека.

 И проблема развития эмпатии ставится как одна из основных в процессе организации обучения и супервизии профессионалов практиков педагогов, психологов, менеджеров, руководителей. 

Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех остальных специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми: психологи, чиновники, руководители, продавцы, менеджеры по персоналу, работники сферы обслуживания и т.д. 

И.М. Юсупов просит обратить внимание на то, что феномен эмпатии занимает одно из главных мест в понимании человеком объектов социальной природы, в приобретении личностью коммуникативной компетентности, при оказании психотерапевтической и медицинской помощи, в эффективном взаимодействии обучающего и обучаемого.

 Анализируя современную зарубежную литературу по проблеме исследования, стоит указать емкое определение, которое дал этому феномену Дж. Иган, подчеркнувший важность когнитивного начала и взаимной связи в сопереживании:

 «Эмпатия – это способность понимать и проникать в мир другого человека, а также передать ему это понимание».

 В отечественной психологии понятие эмпатии появилось позже благодаря научным работам Т.П. Гавриловой. 

Понятие эмпатии анализировалось с учетом историко-психологических аспектов, а не только с содержательной стороны.

 Эмпатия в форме сочувствия приводит к актуализации отношений доверия, открытости, заботы, теплоты, поддержки в адрес объекта эмпатии. Таким образом, эмпатия, как, безусловно, положительное отношение к другому, исключающее насилие и содержащее доверие, уважение к другому, любовь, может выступать существенным фактором, способствующим проявлению и развитию нравственных характеристик личности. 

Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению, являются ли эмпатические реакции врожденными или они приобретаются в ходе развития человеческого сознания.

 Но, тем не менее, установлено, что раннее появление эмпатии происходит в онтогенезе. Ю.А. Менджерицкая, Т.П. Гаврилова выделяют механизмы эмпатии по мере их появления в онтогенезе: эмоциональное подражание и заражение, идентификация, понимание и рефлексия.

 Эмоциональное подражание и заражение призваны установить контакт с окружающими, служат предпосылкой для эмоционального обмена, для формирования поведенческого репертуара и для восприятия и умения отражать экспрессивный рисунок поведения другого. 

Идентификация позволяет установить эмоциональную связь между субъектом и воспринимаемым объектом и, как следствие, принять ценности, нормы другого индивида как свои.

Понимание и рефлексия позволяют прогнозировать проявления и изменения внешних и внутренних характеристик объектов, обращаться к собственному эмоциональному опыту, то есть в большей степени направлены на развитие когнитивной составляющей процесса эмпатического взаимодействия.

 В.В. Лабунская, работая над аспектами проявления эмпатии, установила, что представления об эмпатии развивались в направлении от аффективно-когнитивного подхода к интегративному, о котором мы упомянули выше.

 Этот подход стремится рассматривать эмпатию как сложный феномен: в современной психологии эмпатия — это явление, включающее в себя физиологический, кинестетический, аффективный и мотивационный компоненты. 

Функционирование эмпатии определяется ценностями и мотивационными установками личности.

 Эмпатия является эмоциональной особенностью человека, которая играет большую роль в отношениях между людьми, в восприятии ими друг друга, установлении взаимопонимания между ними также и в исследованиях Е.П. Ильина.

 Как стало известно ранее, эмпатия в большинстве теорий представляет собой положительное отношение к другому.

 В. В. Знаков тоже считает, что эмпатия раскрывается через положительное отношение к другому, предполагающее признание целостности его личности. 

Наибольшее внимание уделялось исследованиям эмпатии в отечественной социальной психологии как феномену социальной перцепции и межличностного взаимодействия. 

Если брать гендерный аспект проявления эмпатии, эта сторона исследования противоречива и до конца не изучена, так как данные проведенных исследований имеют разногласия специалистов, изучающие эту проблему. 

Например, С. Стайн и Г. Бук Р. Барон в процессе эксперимента, и на основе своих выводом установили, что у мужчин сильнее развито чувство самоуважения, а у женщин – эмпатии и социальной ответственности, а данные других исследователей не выявили подобных различий. 

На основе выводов многих специалистов в этой области считается, что эмпатия – это все-таки врожденное свойство личности, которое генетически детерминировано.

 И они так же считают, что эмпатическая реакция не является результатом интеллектуальных усилий. Отмечено, что уровень эмпатии у личности повышается с ростом своего жизненного опыта.

 Но так же И.М. Юсуповым установлено, что с возрастом эмпатийные способности могут значительно понизить свой уровень. Безусловно, стоит отметить тот факт, что разнообразные комплексы тренингов, целью которых является повышение эмпатии, помогут значительно пробудить и улучшить у личности уровень эмпатичного отклика.

 Таким образом, теоретический анализ феномена эмпатии показывает, что эмпатия определяется, как понимание внутреннего мира другого человека, сочувствие, сопереживание к другому лицу.

 Эмпатия – это всегда положительное отношение, что сказывается на прочном установлении  контакта и межличностных отношениях. На основе многочисленного анализа было установлено, что эмпатия сильнее выражена у женщин, чем у мужчин, а также уровень выраженности возрастает с ростом жизненного опыта, а в старости ее потенциал угасает.

 В психолого-педагогической литературе предложено множество классификаций эмпатии. Рассмотрим виды эмпатии, которые традиционно выделяют в отечественной и зарубежной психологии. Например, 

в словаре практической психологии под редакцией С.Ю. Головина эмпатия бывает: 
1) эмпатия эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого; 
2) эмпатия когнитивная - базируемая на процессах интеллектуальных (сравнение, аналогия и пр.); 
3) эмпатия предикативная - проявляемая как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях . 

Похожая классификация встречается и у В.В. Бойко.

 По критерию ведущего компонента эмпатии автор выделяет следующие виды эмпатии: 

1) рациональная эмпатия, которая осуществляется посредством сопричастности, внимания к другому, интенсивной аналитической переработки информации о нем; 

2) эмоциональная эмпатия, реализуемая посредством эмоционального опыта (переживаний, чувств);

 3) интуитивность, позволяющая обрабатывать информацию о партнере на бессознательном уровне .

 Д. А. Хьюстон выделяет два вида эмпатии: 

1) эмоциональную с преобладанием эмоционального реагирования на переживания другого; 

2) когнитивно-аффективную с преобладанием в эмоциональном ответе на переживания другого понимания его внутренних состояний. 
 Д.А. Хьюстон также делит эмпатию на личностную и ситуационную.

 Личностная эмпатия – это эмпатия, которая дает установку реагировать эмпатически на всех.

 Ситуационная эмпатия возникает в конкретных ситуациях, основываясь на объекте эмпатии и накопленного эмоционального опыта. 

М.А. Пономарева выделяет кратковременную и долговременную эмпатию. 

Кратковременная эмпатия действует в конкретной ситуации по принципу «сейчас».

 Долговременная эмпатия - в течение длительного промежутка времени и требует более полного представления о человеке – объекте эмпатии. 

Также стоит выделить адекватную и неадекватную эмпатию.

 Неадекватная эмпатия проявляется как радость при неблагополучии другого, а эмоциональный отклик на эмоциональное состояние другого идет с противоположным знаком.

 Т.П. Гаврилова выделяет два вида эмпатии: 
- сочувствие 
- и сопереживание. 

Сопереживание – это переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой, через отождествление с ним, а сочувствие – переживание субъектом по поводу чувств другого, иных, отличных чувств. 

В качестве примера сопереживания можно привести следующее:

-ученик переживает за своего одноклассника в процессе ответа на экзамене, пока первый просто ждет своей очереди.

 При сочувствии субъект переживает без отождествления с собой.

 Также автор выделяет просоциальную и эгоцентрическую эмпатию,
 которые сменяют друг друга в процессе жизни человека.

 Первым в процессе развития появляется способность индивида воспринимать другого и его переживания как обособленные от собственных. 
Встать на позицию другого индивида и проанализировать переживания других людей – это просоциальная эмпатия.

 Следующий важный этап - эгоцентрическая эмпатия, в которой реализуется осознание своего «Я» и выделение чувств постороннего.

 А также следует выделить эмпатию, направленную на себя, или направленную на другого. Направленная на себя эмпатия возникает в ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера вызывает напряжение, эмоциональную уязвимость, фрустрацию. 

Причем индивид испытывает схожие чувства. Но они всегда обращены на себя. Переживания, направленные на себя восстанавливают психологическое благополучие индивида. 

Эмпатия, направленная на другого - сострадание, сочувствие, следовательно, возникает мотивация к помощи. Традиционно специалисты выделяют три уровня эмпатии. 

Низкий уровень эмпатии характеризуется неразвитым чувством сопереживания. Такой человек в большей степени не способен обратить внимание на эмоциональное состояние другого. Такая личность обычно сконцентрирована на себе, на своих переживаниях. Статистически выявлено, что средний уровень эмпатии имеют большее количество людей. 

Средний уровень показывает то, что человек готов в необходимый момент проявить сочувствие и сопереживание, но глубоко в суть проблемы другого лица не вникает. 

Высокий уровень эмпатии проявляется в том, что человек старается глубоко вникнуть в проблему другого человека и постараться найти способы ее устранения. Принимает проблемы и неудачи другого, как свои собственные. 

А теперь поговорим о функциях эмпатии.

 В своих научных трудах В.В. Лабунская выделяет: 
  • эмоциональные, 
  • когнитивные, 
  • поведенческие функции. 
Так, в свою очередь эмоциональные функции делятся на: 
  • развитие социальных эмоций, 
  • удовлетворение эмоциональных потребностей, 
  • отождествление себя с объектом эмпатии. 
К когнитивным функциям относятся: 
  • оценочное мнение другого, 
  • развитие способности принять его точку зрения, 
  • а также построение предположений о направлении изменений в поведении другого, 
  • оценка и анализ перспективы дальнейших взаимоотношений. 

 Поведенческие функции эмпатии представляют из себя:

 сопровождение эмпатии в процессе всего периода межличностных отношений,
 выбор адекватных поведенческих актов, 
способных вызвать партнера по общению на взаимную эмпатию, регуляция средств обращения.

 В.В. Бойко обозначил другие функции.
 Эмпатия в форме сопереживания выполняет следующие функции в процессе общения: 
1) усиливает степень идентификации с другим; 
2) снимает напряжение, чувство дискомфорта, вызываемые переживаниями другого; 
3) способствует удовлетворению потребности в собственном благополучии; 
4) развивает эгоистические способы поведения и стратегии взаимодействия «за себя».

 Эмпатия в форме сочувствия
1) увеличивает степень понимания эмоциональных состояний другого; 
2) актуализирует переживания неблагополучия другого безотносительно к собственному дискомфорту; 
3) способствует удовлетворению потребности в благополучии другого; 
4) обусловливает выбор альтруистических способов поведения и стратегий взаимодействия под девизом «за другого».

 Функция эмпатии в контексте коммуникативной стороны общения заключается в предоставлении особого, основанного на со чувствовании, способа получения, обработки и проверки достоверности информации. 

В интерактивной стороне общения эмпатия выступает как регулятор взаимодействия посредством оценки и прогноза наиболее адекватных способов поведения в соответствии с эмоциональным состоянием участников. 

Все это происходит в сторону наиболее комфортных и наименее дистрессирующих способов поведения.

 Таким образом, отечественные и зарубежные психологи дают множество определений эмпатии. 

Но, не смотря на различия в интерпретации феномена эмпатии, эти специалисты отмечают, что эмпатия влияет на процесс межличностного общения, помогает людям установить контакт, делать выводы и прогнозы о поведении другого человека и строить на этой основе свое поведение.

 Вопросами эмпатии занимались: К. Роджерс, З. Фрейд, Дж. Иган, Е.П. Ильин, Ю.А. Менджерицкая, Т.Д. Карягина, В.В. Бойко, И.М. Юсупов, Т.П. Гаврилова, Е.Р. Овчаренко и другие, которые выделили основные виды эмпатии: 
  • эмоциональную, 
  • когнитивную, 
  • предикативную,
  •  личностную, 
  • ситуационную, 
  • кратковременную 
  • и долговременную, 
  • сочувствие, 
  • сопереживание, 
  • просоциальную 
  • и эгоцентрическую эмпатию. 
Специалистами было выделено три уровня эмпатии: низкий, средний, высокий. Также были обозначены функции эмпатии: эмоциональные, когнитивные, поведенческие функции.

ИСТОЧНИК: http://www2.bigpi.biysk.ru/vkr2018/file/pip_16_05_2019_01_41_01.pdf

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ДОГМЫ И ДОГМАТЫ, которые навязаны человеку социумом...ИЛИ ПОЧЕМУ - одним весело, а другим страшно?

Виды магических атак

Шаманские упражнения:Тело - релакс и сброс энергии.