СУТЬ КОНФЛИКТОЛОГИИ: как научиться понимать вторую сторону? Краткая теория.

 



Доброго Коллеги и мои уважаемые Читатели!

С Вами на линии парапсихолог, шаманка и биоэнерготерапевт, я занимаюсь продолжительное время практиками: исцеляю людей и наполняю новой энергией - осмысленной ситуации в любом Начале: счастья и горя!

Одно без другого сегодня не бывает, в реалии жизни - здесь и сейчас...

Предлагаю вам сегодня небольшую зарисовку из своих внутренних наблюдений за событиями в жизни людей и дам немного теории и практики Вам, для личного осмысления того, что происходит вокруг вас.

Итак, что такое конфликтология?

Поговорим об этом сжато: конфликтология изучает социально-этические отношения между людьми (поколениями родов) и те энергии, их флюиды - которые возникают в спорах и переводит данные споры в другую плоскость - конфликта, когда обе стороны относятся друг к другу (участники этого конфликта) с предубеждением, с вызовом или неуважением, а быть может ненавистью...

Приступим к изучению и рассмотрению теории вопроса:

Исследование конфликтов относится к наиболее динамично развивающейся в последние годы области психологии. Конфликтология представляет собой отдельную область научного знания.

У нее свой предмет изучения — социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования. Самое общее представление о предмете конфликтологии дает этимология слова «конфликтология» (от лат. conflictus – столкновение, противостояние, противоборство) – «наука о конфликтах».

Конфликтология является одной из самых молодых отраслей научного знания, которая развивалась на стыке многих наук и прежде всего – социологии и психологии. Конфликтология — это система знаний о закономерностях, механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.

Она выделилась как отно сительно самостоятельное направление в социологии в кон. 50-х гг. XX в. и изначально получила название «социология конфликта». Это событие связывается с работами Р. Дарендорфа (Германия) «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957), а также Л. Козера (США) — «Функции социальных конфликтов» (1956).

Возникновению конфликтологии как относительно самостоятельной теории и практики предшествовал длительный период формирования, накопления и развития конфликтологических идей и взглядов: сначала – в рамках философии, а позднее – социологии, психологии и других наук. Период со второй половины XIX по нач. XX вв. занимает исключительное место в становлении конфликтологии как относительно самостоятельной теории, т. к. был накоплен достаточно большой объем информации по проблемам конфликта, кроме того, это время характеризовалось сильнейшими социальными потрясениями и возникновением целого ряда новых наук и концепций.

Особый интерес представляют взгляды Георга Зиммеля (1858–1918), полагавшего, что конфликт в обществе неизбежен. Именно он ввел термин «социология конфликта» («Социология», 1908). 

Его по праву считают основоположником функциональной теории конфликта. Представители разных направлений науки единодушно признавали важную роль конфликтов в жизнедеятельности общества, настоятельную потребность их внимательного исследования. Но все более очевидным оказывались несхожесть подходов отдельных мыслителей к конфликтам, серьезные расхождения между выдвигаемыми ими концепциями.

Например, Эмиль Дюркгейм утверждал, что конфликт – универсальное явление социальной жизни, и если он разрешается эффективно и мирно, то это играет двоякую роль – выступает симптомом социальных проблем и является одновременно средством восстановления социального равновесия. По мнению Макса Вебера, идеальная модель организации представляет собой надежно устроенную и отлаженную машину, в которой конфликтов быть не должно.

Особо следует отметить работы Зигмунда Фрейда (1856–1939) в области психологии, – в отличие от социологов, объясняя природу конфликтного поведения, он ставил конфликт в зависимость от психологических факторов. Следует сказать, что его приверженцы позднее перенесли центр внимания на межличностные отношения, на приспособление человека как индивида к социальной среде.

С нач. 50-х гг. в США, Германии, Франции и в ряде других западных стран сложились и получили распространение современные концепции конфликта. Первой по времени появления следует назвать концепцию позитивно-функционального конфликта американского социолога Льюиса Козера, основы которой он изложил в работе «Функции социального конфликта» (1956). Суть этой концепции в том, что конфликты не есть нечто чужеродное, аномальное для общества, – это продукт, элемент внутреннего состояния социальной системы, существующего в нем порядка вещей и самих отношений между отдельными личностями и социальными группами.

Л. Козер, предлагая понимать под конфликтом «борьбу за ценности и претензии», усматривал в нем некую социальную напряженность между тем, что есть, и тем, что должно быть в соответствии с чувствами, взглядами, интересами определенных социальных групп и индивидов. Конфликты, по его мнению, выполняют важные функции: они необходимы как способ, которым общество время от времени разряжает напряженную обстановку, разрешает коллизии и противоречия между отдельными людьми и социальными группами.

В любом конфликтном противоборстве заложен позитивный потенциал. Это связано с тем, что конфликт способствует социализации индивидов и образованию социальных групп, установлению и поддержанию относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений, созданию и сохранению баланса сил, сигнализации о тех или иных социальных проблемах и недостатках.

Немецкий социолог Ральф Дарендорф (1929–2009) предложил концепцию конфликтной модели общества («Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе», 1957). Конфликты, полагает Р. Дарендорф, в принципе, неустранимы из общественной жизни, они вездесущи как неизбежное следствие всякой иерархически организованной системы. Однако люди имеют возможность для регулирования конфликтов, упреждения «социальных потрясений».

Для этого важны, по крайне мере, три условия: во-первых, наличие ценностных установок, признание различий и противостояния, конфликтующих; во-вторых, уровень организации сторон — чем выше степень организованности, тем легче достичь согласия и исполнения договоренностей; в-третьих, взаимоприемлемость определенных правил, соблюдение которых позволяет сохранять или поддерживать отношения между сторонами, участвующими в конфликте.

Кстати, и Козер, и Дарендорф сегодня считаются современными классиками конфликтологии и последователями Карла Маркса (1818–1883) и Георга Зиммеля. Их идеи положены в основу конфликтологии, осуществившей переход от теоретических описаний конфликтов к практической работе с ними. Подобно Марксу, Зиммель полагал, что конфликт в обществе неизбежен, и считал одной из его основных форм конфликт между индивидом и обществом (“The Sociology of Georg Simmel”, 1950). Зиммелю приписывается и авторство самого термина «социология конфликта», и приоритет в ее основании.

В отличие от Маркса, Зиммель проявлял интерес к более широкому спектру конфликтных явлений, описывая конфликты и между этническими группами, и между разными поколениями людей и культурами. 9 В этот же период в психологии, благодаря исследованиям М. Шерифа, А. Рапопорта, Р. Доза, Л. Томпсона, К. Томаса, М. Дойча, Д. Скотт и других, психо логия конфликта выделяется как относительно самостоятельное направление. Исследования в области социологии конфликта, и особенно в области психологии конфликта, способствовали развитию конфликтологической практики, становление которой происходило в 70-е гг. XX ст.

В формировании конфликтологической практики особое место заняли переговорные методики разрешения конфликта. Разработка технологий переговоров с участием посредникамедиатора (В. Линкольн, Л. Томпсон, Р. Рубин) привела к созданию в США в 1970–1980-х гг. учебных заведений по подготовке специалистов-медиаторов.

В это временя всемирную известность приобрел Гарвардский метод «принципиальных переговоров» Р. Фишера и У. Юри. В 1980-е гг. возникают конфликтологические центры в США и других странах, а в 1986 г. в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов. В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в СанктПетербурге в нач. 90-х гг. XX в.

Исследованию и разработке проблемы конфликтов в отечественной психологии предшествовала непростая история. Для российской психологической науки всегда был характерен глубокий интерес к внутреннему миру человека, к духовному измерению и наиболее сущностным аспектам его существования. В психологии сложилась определенная неравномерность в изучении различных видов конфликта. Около 83 % работ приходится на изучение межличностных конфликтов.

Внутриличностным конфликтам посвящено около 8 % публикаций. Психологическая характеристика конфликтов между малыми, средними и большими группами международных конфликтов представлена в 3–4 % работ.

К середине 1980-х гг. сформировались три подхода к изучению конфликта:

1) организационный подход – конфликт рассматривается как процесс или как следствие оп ределенных рассогласований в функционировании организации, как нарушение связей, обеспечивающих стабильность данной системы;

2) деятельностный подход – исследуется проявление в конфликтах предметно-деловых связей, характерных для совместной деятельности;

3) личностный подход – рассмотрение личности как центрального звена конфликтного взаимодействия. Если теория является обобщенным и системно представленным результатом процесса познания, то методология определяет верные способы получения знания.

Эта мысль А. Я. Анцупова усиливается другим известным отечественным специалистом в области психологии конфликтов – 
Н. В. Гришиной (2000), которая подчеркивает, что методы изучения каких-либо явлений — это принципиальный вопрос любой науки, во многом определяющий ее развитие, поскольку получаемые результаты в немалой степени зависят от того, насколько эффективны используемые наукой методы.

В литературе предлагаются многочисленные варианты классификации конфликтов по разнообразным основаниям.

1) Н. Смелзер выделяет три вида конфликтов, связанных с развитием культуры: – аномия (термин введен Э. Дюркгеймом) – нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм; – культурное запаздывание (термин введен У. Огборном), когда перемены в материальной жизни общества опережают трансформацию нематериальной культуры; – чуждое влияние (термин введен Б. К. Малиновским), когда множество противоположных элементов культуры тормозит процесс национальной интеграции в обществе

2) А. Г. Здравомыслов, анализируя конфликты по ценностям, выделяет две группы конфликтов: – Между новыми и старыми порядками;

– Конфликты по поводу способа становления и реального содержания новых отношений. В целях упорядочения проблематики по сферам жизнедеятельности он также выделяет: – политический; – национально-этнический; – социально-экономический.

3) Г. Зиммель и Л. Козер в зависимости от мотивации оппонентов выделяют реалистические и нереалистические конфликты. Реалистическими называются конфликты, которые рассматриваются людьми как вынужденное средство достижения цели, которое можно будет оставить, если будет найдено другое, более эффективное. Нереалистические (эмоциональные) конфликты возникают из агрессивных импульсов, ищущих выражения вне зависимости от объекта. Они не имеют функциональных альтернатив, так как не направлены на достижение конкретного результата, а являются канализацией агрессии.

  • Субъект «сливает» агрессивные импульсы на оппонента безотносительно к его деятельности, хотя иногда это выглядит как содержательное столкновение.

В ряде случаев субъект бессознательно провоцирует оппонента на совершение конфликтных действий, создает инцидент и получает рациональное основание для переживания негативного эмоционального состояния .

4) В. К. Андреев выделяет следующие виды конфликтов: По степени остроты противоречий, которые возникают: недовольство, разногласие, противоречие, размолвка, раздор, перебранка, стычка, ссора, скандал, вражда, война. По проблемно-деятельностному признаку: управленческие, педагогические, производственные, экономические, политические, творческие и другие. По степени вовлеченности людей в конфликт: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, межколлективные, межпартийные, межгосударственные .

5) Другие авторы (М. М. Бандурка, С. П. Бочарова, Е. В. Землянская и др.) приводят следующую классификацию конфликтов: – внутриличностный конфликт – столкновение примерно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений у одного и того же человека, отражающих противоречивые связи с социальной средой; – межличностный конфликт – столкновение взаимодействующих людей, чьи цели, интересы, ценности, нормы поведения или методы работы взаимоисключают друг друга или мешают, противодействуют, т. е. несовместимы в данной ситуации; – межгрупповой конфликт – противоборство в коллективе или в различных социальных группах, отстаивающих противоположные интересы, преследующих несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующих друг другу .

6) Конфликты могут быть закономерными (неизбежными), необходимыми, вынужденными и функционально неоправданными.

7) Различают также конфликты открытые и скрытые; конфликты, преследующие личные, групповые или общественные цели.

8) В зависимости от эмоционального состояния людей конфликты бывают с высоким, умеренным эмоциональным накалом и без эмоционального накала.

9) На этапе возникновения конфликта можно говорить о стихийных и запланированных конфликтах (последние подразделяются на спровоцированные и инициативные). На этапе существования и развития конфликта можно различать кратковременные, длительные и затяжные (зашедшие в тупик) конфликты. На этапе устранения можно выделять управляемые, слабо управляемые и неуправляемые (стихийные) конфликты. На этапе затухания конфликты могут быть спонтанно прекращающиеся, прекращающиеся под влиянием средств, найденных самими противоборствующими сторонами, и конфликты, получающие разрешение только при вмешательстве внешних сил.

10) В организации основанием для типологии конфликтов выступают: цели участников конфликта, соответствие их действий существующим нормам, конечный результат конфликтного взаимодействия и влияние конфликта на развитие организации.

В зависимости от характера влияния выделяются: конструктивные, стабилизирующие и деструктивные: – конструктивные конфликты способствуют повышению стабильности функционирования организации в новых условиях внешней среды за счет перестройки ее функций и структуры и установления новых связей.

Конструктивными межличностные конфликты могут быть лишь тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений, когда конфликты направлены на преодоление отрицательных тенденций в поведении, отношениях отдельных личностей или групп, против отсталых взглядов и стиля деятельности; – стабилизирующие конфликты направлены на устранение отклонений от нормы и закрепление признаков устоявшейся нормы; – деструктивные способствуют разрушению установившейся нормы и возвращению к старым нормам или углублению проблемной ситуации.

Участник деструктивных конфликтов затрачивают свою энергию на то, чтобы контролировать друг друга или оказывать друг другу противодействие. Деструктивные межличностные конфликты возникают тогда, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, разрушаются межличностные отношения.

- - - - - - - - - - - - - - - Источник: Сеть Инета - - - - - - - - - - - -
 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ДОГМЫ И ДОГМАТЫ, которые навязаны человеку социумом...ИЛИ ПОЧЕМУ - одним весело, а другим страшно?

Виды магических атак

Шаманские упражнения:Тело - релакс и сброс энергии.